В первый раз в первый класс: как адаптировать ребенка к школе

Какие сложности возникают у первоклассника и как помочь ему с ними справиться?
Не за горами первое сентября. В этом году в Подмосковье за школьные парты сядут 90 тысяч первоклассников. Первый год учебы в школе – период непростой как для ребенка, так и для его родителей. Какие же сложности возникают у первоклассника и как помочь ему с ними справиться?
Раньше основной деятельностью малыша была игра – и здесь он мог вольно определять свои действия. Теперь его жизнь жестко регламентирована: он должен каждый день вставать в определенное время, идти в школу, сидеть тихо и слушать учителя, следовать его инструкциям – независимо от своего желания или нежелания, быть внимательным и аккуратным, общаться со сверстниками, преподавателями, быть частью коллектива. Все эти новые для ребенка вещи требуют от него огромных психологических, интеллектуальных и физических затрат.
Для того, чтобы помочь ребенку пережить все эти трудности, родителям нужно знать о некоторых психологических особенностях этого непростого периода. Это тем более важно, что именно в первый школьный год у ученика закладывается общее отношение к школе и учебе.
Физиология
Процесс адаптации можно разделить на два компонента, разумеется, взаимосвязанных. Первый из них – адаптация физиологическая, то есть речь идет о реакции организма на физическом уровне на все происходящие в жизни ребенка перемены. Все мы знаем, что на стресс организм частенько реагирует разнообразными недомоганиями. Поэтому первоклассники часто начинают болеть прямо начиная с сентября. Кроме этого, может измениться поведение ребенка – он может начать капризничать. Физиологическая адаптация может продолжаться до 6 месяцев с начала учебы.
Что делать? Для начала важно неукоснительно соблюдать режим дня. Первокласснику для того, чтобы физически отдохнуть от интеллектуальных и психологических нагрузок, нужно спать 10-11 часов, не меньше. Непосредственно после школы важно отдохнуть, причем в приоритете отдых активный – чтобы скомпенсировать недостаток движения. Домашнюю работу лучше сделать после этой передышки.
Психология
Второй компонент - социально-психологическая адаптация. Во-первых, с приходом в школу ребенок обретает новую социальную роль – он теперь ученик. Безусловно, появление этой новой ипостаси влечет за собой изменение ценностей, мотивов, интересов. То, что в дошкольный период было для ребенка важно, теперь отходит на второй план. А на первый выходят новые интересы. У ребенка происходит смена ведущей деятельности – с игровой на учебную.
Во-вторых, у ребенка меняется отношение к своим успехам и неудачам. В дошкольный период неуспех мог раздосадовать или даже разозлить ребенка, теперь же, будучи школьником, через неудачи и успехи в процессе обучения ребенок оценивает себя. И если у первоклассника случается длительный период неудач в учебе, у него может сформироваться комплекс неполноценности. Именно поэтому в первом классе сегодня не ставят отметок.
Очень важно учитывать этот момент в общении с детьми. В этот период полезно будет отмечать любое, даже самое маленькое достижение ребенка и обязательно хвалить.
Первый учитель
С началом учебы в жизни ребенка появляется еще один очень важный взрослый – учитель. И нужно быть готовыми к тому, что на какое-то время учитель станет главным наставником малыша, по степени значимости он может сравняться с родителями. Так повелось испокон веков: в определенном возрасте ребенка отдавали в заботливые руки наставника во всех культурах. Роль наставника в жизни ребенка очень велика. Это почти такой же защитник и покровитель, как мама или папа, но только разница в том, что родители любят ребенка безусловной любовью, а учитель будет оценивать его по делам его. И вот эта роль «оценщика» очень важна для ребенка именно в этом возрасте.
Что здесь важно? Необходимо со своей стороны поддерживать в глазах ребенка авторитет учителя. Ни в коем случае не стоит при малыше высказываться негативно в его адрес или критиковать его действия. В любой ситуации желательно придерживаться одной линии с преподавателем. Если же вы в чем-то не согласны с классным руководителем, необходимо сразу обсуждать разногласия и искать компромиссы. Разумеется, не в присутствии ребенка.
Итак, что важно сделать родителям первоклассника:
Помочь ребенку вжиться в новую для него роль школьника. Нужно проводить беседы о важности учебы, о том, какие правила есть в школе и почему их важно соблюдать. Для первоклассника очень важно быть принятым в школьный коллектив и школьную жизнь. Он должен быть уверен в своих силах и возможностях, иметь положительное представление о себе – тогда и о школе оно будет тоже положительным.
Выстроить режим дня ребенка. Обязательный сон по 10-11 часов и отдых в перерыве между школой и выполнением домашнего задания.
Научить ребенка задавать вопросы. Он должен не бояться задавать вопрос взрослому – в данном случае учителю.
Развивать у ребенка произвольное поведение, т.е. учить управлять своими эмоциями. Без этого в школе будет сложно, ведь на протяжении учебного дня будет нужно подчиняться определенным правилам, внимательно слушать и точно выполнять задания. В этом могут помочь игры по правилам.
Всячески поддерживать положительный образ учителя. Ни в коем в случае не обсуждать его в негативном ключе в присутствии ребенка.
Разумеется, можно и нужно помогать первокласснику с выполнением домашних заданий, но только лишь в том случае, если он об этом попросит. «Стоять над душой» ни в коем случае нельзя – вы не только таким образом вмешиваетесь в новую «личную» жизнь ребенка, но и рискуете добиться ситуации, в которой школьник еще долго не научится делать уроки самостоятельно.

Читайте также




















